Цифровые технологии в страховании – как преодолеть торможение
Дубровин Виктор Викторович
Заместитель генерального директора — административный директор ООО СК «Сбербанк страхование жизни»
|
Что мешает цифровизации страхования жизни и развитию онлайн-технологий в этом сегменте?
Мы, страховщики, отчетливо ощущаем некий консерватизм законодательства по отношению к страховому рынку. Простой пример: для всех остальных финансовых рынков законодательство по противодействию легализации и отмыванию денежных средств не ограничивает упрощенную идентификацию, которая позволяет идентифицировать клиента дистанционно. Страховщики – единственный финансовый институт, который обязан при суммах свыше 15 тыс рублей проводить так называемую полную идентификацию, которая подразумевает личное присутствие страхователя, застрахованного и выгодоприобретателя. Таким образом, в настоящее временя законодательство не позволяет даже пытаться продавать инвестиционное страхование или накопительное страхование жизни онлайн. Мы вынуждены продавать онлайн только недорогие страховые продукты, которые не требуют проведения полной идентификации.
Мы общаемся с законодателями, объясняем, что так работать трудно, что мы давно отстали от технологий. А главное, что те изначальные рекомендации ФАТФ, которые легли в основу нашего закона, там уже отменены, ФАТФ сейчас такой идентификации не требует, а в нашем законодательстве они остались. Был уже подготовленный законопроект по смягчению описанных требований, но к сожалению, он пока так и остался на стадии первого чтения. Надеюсь, в этом году он продвинется дальше. Но пока законодательство дает торможение нашему движению в онлайн.
Однако рынок страхования жизни нуждается не только в совершенствовании регулирования, сами страховщики тоже достаточно далеки от диджитализации. Мы прекрасно видим, что происходит в других финансовых институтах и осознаем, что из всех финансовых рынков страхование - это, отрасль, которая, видимо, движется к диджитализации самыми низкими темпами. Практически все банковские операции можно сегодня делать через мобильные и онлайн приложения, без похода в банк, это востребовано клиентами. В страховании же такого еще нет, оно требует частой физической явки к страховщику - как для заключения договора страхования, так и для других операций. Страховщики научились продавать на сайтах страхование выезжающих за рубеж, продают страхование от несчастных случаев с небольшими суммами. Но серьезные продукты, к сожалению, требуют пока лично явки страхователя и застрахованного лица. Нужно приходить в компанию и для расторжения договора. И если человек хочет заявить убыток, ему придется собирать документы и приходить в страховую компанию. Конечно, это все неудобно для клиента, это чрезвычайно устаревшая конструкция.
Максимальный переход к безличному общению клиента со страховой компанией, переход в цифровые способы взаимодействия является, на наш взгляд, одной из главных тем для развития страхования. И с этим связан также вопрос об обмене информацией. То, что сейчас строит государство на портале «Госуслуги», когда все делается в одном месте, вся информация стекается в единый личный кабинет человека, и ему не надо совершать какие-то дополнительные действия, это очень позитивно. И мы должны в этом активно участвовать. Сейчас при страховом случае человек вынужден собирать документы (из лечебного учреждения, из ЗАГСа и пр.) и все это приносить в страховую компании, но это очень устаревшая модель, поскольку государство создаёт портал, где вся эта информация есть или будет в единой информационной системе. Подключение страховщиков к этим системам для облегченного моментального обмена информацией позволит максимально быстро осуществлять выплаты и упростит жизнь для наших страхователей.
9 апреля 2018 г. 15:01 ВалерийЦифровые технологии
Цифровые технологии в страховании важны и актуальны, но еще важнее НАДЕЖНОСТЬ, ДОВЕРИЕ, особенно при страховании жизни. Высшую степень НАДЕЖНОСТИ пока способно обеспечить только государство, государственная ответственность при внятном руководителе, пример -А.Лукашенко в Белоруссии. Частный бизнес в страховании приемлем для годичных договоров, для долговременных мало приемлем. Что взбредет на ум собственнику страховщика ни кому не известно. Все набрав определенные капиталы стремятся устроиться ВНЕ пределов России, слив туда активы.